ШКОЛА ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ
Бурное развитие, высокая конкуренция на рынке заставляют собственников и топ-менеджеров искать все новые способы снижения издержек и инструменты повышения эффективности.
В таких условиях для каждой крупной организации ключевой задачей становится создание сильных управленческих команд, выращивание сверхрезультативных руководителей.
В таких условиях для каждой крупной организации ключевой задачей становится создание сильных управленческих команд, выращивание сверхрезультативных руководителей.
Можно ли это сделать при ограниченных бюджетах и высокой текучести по персоналу.
Да! И опыт «Новой Почты» показывает, как
На определенном этапе роста компании руководители и акционеры должны ответить на ключевые для организационного развития вопросы:
- Как найти таланты?
- Как подготовить кадровый резерв управленцев?
- Как выявить сотрудников, которые смогут справиться с ролью:
- кризис-менеджера;
- наставника для новых руководителей;
- инноватора (эффективно инициировать и продвигать инновационные идеи, разработанные и подготовленные с учетом потребностей и возможности компании)?
4.Кто будет делать анализ решений/документов, разрабатываемых в центральном офисе, а также оценивать их влияние на фронт-офис (сервисные службы и отделы продаж).
В компании «Новая Почта» приняли комплексное решение:
- найти и подготовить молодые таланты;
- предоставить им возможность реализовать свой потенциал.
Таланты — сотрудники компании, которые могут выполнять дополнительные роли или функции сверх своих операционных задач:
- «Внутрикорпоративный консультант по управлению». Такой консультант помогает своим коллегами найти причины низкой эффективности и разработать план по улучшению показателей подразделения.
- «Эксперт». Эксперт оценивает качество проектов корпоративных регламентов, документов, процессов и инструкций, которые готовятся к внедрению.
- «Кризис-менеджер». В роли кризис-менеджера специалисты используются в случае управленческих форс-мажерных ситуаций, скоростных реорганизаций или временного замещения других руководителей.
Предложение по воплощению этой идеи подала компания Соnsulting Сenter IPCM. После нескольких встреч консультантов с акционерами и руководителями «Новой Почты» было принято стратегическое решение: создать модель поиска и подготовки талантов.
В соответствии с предложенной моделью для подготовки консультантов из числа талантов нужно было:
В соответствии с предложенной моделью для подготовки консультантов из числа талантов нужно было:
- отобрать сотрудников, имеющих большой потенциал к развитию;
- создать «Школу внутрикорпоративных консультантов по управлению» (ШВКУ).
После этого из числа выпускников ШВКУ предлагалось сформировать кадровый резерв управленцев.
«Школа внутрикорпоративных консультантов по управлению».
Особенность работы управленческого консультанта в том, что:
Особенность работы управленческого консультанта в том, что:
- для подразделения (организации) влияние консультанта остается «внешним»;
- консультант не имеет в своем распоряжении традиционных ресурсов власти, но при этом ищет способы повышения эффективности подразделения(компании).
В основе проекта ШВКУ лежат две гипотезы, которые уже подтвердили на практике свою эффективность:
Первая гипотеза.
Мы считали, что:
- получив опыт работы в качестве консультанта, руководители станут более результативными управленцами;
- опыт внедрения изменений, полученный в роли консультанта, можно с успехом использовать на вышестоящих должностях.
Другими словами, если руководитель научился помогать коллеге стать более результативным, не имея властных полномочий, то получив их, он сделает это с еще большим успехом!
Вторая гипотеза.
По мере развития карьеры руководители, освоившие новую роль «консультанта по управлению», становится:
- движущей силой трансформации бизнеса;
- профессиональной и культурной основой обновления компании.
При этом важно, что консультантов не нужно слишком много: будет достаточно, если 10–20% управленцев компании получат дополнительный опыт и «вырастут» на несколько уровней.
Отбор талантов.
Поиск кандидатов на статус внутреннего консультанта по управлению происходит через открытый конкурс.
Участники: заявку на участие могут подать все желающие.
Оценка: претенденты на участие в конкурсе в обязательном порядке подают эссе на тему «Зачем мне карьера вкомпании?», а также проходят тестирование.
Критерии отбора участников (калибровочные фильтры):
- отсутствие претензий;
- наличие управленческого стажа на должности — не менее 1,5 лет;
- показатели KPI’s за последние полгода — выше средних по компании;
- наличие интересных идей, собственной позиции, осмысленного видения своего карьерного пути;
- высокий уровень развития профессиональных и лидерских качеств, интеллектуальная лабильность.
Оценку личностных характеристик проводят специалисты Соnsulting Сenter IPCM с помощью психологических тестов и диагностического интервью.
Регламенты: в процессе подготовки к запуску проекта было разработано Положение о конкурсе, в котором подробно описаны:
- требования к участникам конкурса;
- все этапы конкурса;
- оценочные процедуры и критерии оценки.
Конкурс проходит в несколько этапов:
Первый этап. Оценка по формальным признакам и проверка предоставленных данных.
Второй этап. Оценка эссе и результатов диагностики (профессиональные и личностные качества).
Третий этап. Диагностическое интервью, во время которого проводится оценка:
- метапрограмм;
- уровня структурированности ментальной модели управления руководителя;
- лидерских проявлений.
Обучение.
Слушателями ШВКУ становятся сотрудники, набравшие наиболее высокие оценки по всем показателям.
Слушателями ШВКУ становятся сотрудники, набравшие наиболее высокие оценки по всем показателям.
Группы комплектуются таким образом, чтобы в каждую из них входили управленцы разного уровня, представляющие различные функции.
Это помогает эффективно обеспечить:
Это помогает эффективно обеспечить:
- обмен мнениями и обратную связь;
- разностороннее обсуждение кейсов (все они разработаны на опыте самой компании);
- развитие позитивных внутрикорпоративных связей.
Программа обучения. Прошедшие конкурс кандидаты начинают обучение. Для ШВКУ разработана специальная программа, направленная на формирование навыков управления результативностью подразделений.
Продолжительность программы обучения: шесть месяцев. Занятия проводятся раз в месяц — по два дня каждое.
Программа обучения состоит из шести модулей (см. табл.). Полученные знания закрепляются в процессе выполнения кейсов и домашних заданий, подготовки отчетов и дипломного проекта.
Каждый модуль начинается с проверки знаний, полученных в предыдущем модуле, и проверки домашних заданий.
Слушатели, не сдавшие предыдущий материал, к следующему модулю не допускаются. Фактически не сдать модуль — значит «вылететь» из программы.
Каждый модуль начинается с проверки знаний, полученных в предыдущем модуле, и проверки домашних заданий.
Слушатели, не сдавшие предыдущий материал, к следующему модулю не допускаются. Фактически не сдать модуль — значит «вылететь» из программы.
Ведущий курса сопровождает участников группы:
- контролирует выполнение домашних заданий;
- рецензирует выполняемые работы;
- (при необходимости) консультирует.
На первых модулях управленцы детально изучают процессы, за которые отвечают на своей должности, а также описывают недостающие в процессах звенья. В результате они начинают глуб же понимать, как свои обязанности, так и задачи подчиненных, а значит смогут передать полученные знания и компетенции коллегам.
Слушатели также изучают принципы построения различных управленческих систем и основы управления результативностью.
В будущем это поможет им оценивать эффективность, давать рекомендации и предложения не только по совершенствованию операционной деятельности, но и по системной организации бизнеса в целом.
Самое главное, во время обучения будущие резервисты:
- выполняют реальные бизнес-задачи (тема дипломного проекта, как правило, связана с оптимизацией отдельного процесса, деятельности отдела или компании в целом);
- приобретают практический опыт;
- закрепляют управленческие и консультационные навыки (все предлагаемые управленческие техники и инструменты слушатели обязательно апробируют на практике).
Кроме того, на протяжении всего курса обучения будущие внутренние консультанты выполняют упражнение, направленное на развитие точности мышления и лаконичности (см. приложение).
Темы дипломных работ консультанты предлагают сами, ведущий курса корректирует их с учетом запросов компании.
ПЛАН ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ШВКУ
По сути, каждая дипломная работа — это готовый к внедрению проект, направленный на повышение результативности какого-либо процесса, подразделения или компании в целом.
Дипломные работы готовятся под руководством ведущего курса на протяжении всего периода обучения. Защита дипломных работ проходит в присутствии руководителей компании.
Поскольку они и являются потенциальными пользователями предлагаемых идей, а также сами принимали участие в их обсуждении, давали рекомендации и формулировали ожидания, особых проблем во время защиты не возникает.
Дипломные работы готовятся под руководством ведущего курса на протяжении всего периода обучения. Защита дипломных работ проходит в присутствии руководителей компании.
Поскольку они и являются потенциальными пользователями предлагаемых идей, а также сами принимали участие в их обсуждении, давали рекомендации и формулировали ожидания, особых проблем во время защиты не возникает.
Вопросы в основном связаны с расчетами рентабельности проектов или причиной выбора тех или иных инструментов/методов. Предложения, связанные с организационными или управленческими изменениями, не всегда можно обосновать с помощью показателей рентабельности, но это одно из самых главных условий защиты.
Примеры тем дипломных работ:
- «Анализ цифровых данных, используемых для оценки подразделений, на предмет валидности, надежности и возможности влиять на эти показатели».
- «Разработка типовых алгоритмов повышения эффективности подразделения».
- «Аудит процессов и инструкций подразделения на предмет актуальности и достаточности для работы».
Успешно прошедшие защиту дипломные работы (или уже проектные предложения) передаются в соответствующие подразделения для внедрения. Такой подход очень важен для любой компании: способность продвигать собственных талантливых руководителей определяет ее готовность к обновлению «изнутри» и обеспечивает постоянное развитие.
Полугодовой курс оказывает сильное влияние на эффективность слушателей. По отзывам самих участников, большинство из них еще во время обучения существенно поднимаются в корпоративных рейтингах.
Внутренние консультанты.
В дальнейшем за внутрикорпоративных консультантов отвечает департамент технологий*, в функции которого входит:
*В других компаниях эти функции могут выполнять HR-департамент, отдел организационного развития или отдел управления процессами. Это зависит от особенностей оргструктуры.
В дальнейшем за внутрикорпоративных консультантов отвечает департамент технологий*, в функции которого входит:
*В других компаниях эти функции могут выполнять HR-департамент, отдел организационного развития или отдел управления процессами. Это зависит от особенностей оргструктуры.
1.Сбор запросов на:
- консультирование;
- экспертизу документов;
- разработку решений.
2.Постановка задач внутрикорпоративным консультантам по управлению.
3.Контроль и оценка выполненных проектов:
- объемов выполненных работ;
- их качества;
- достигнутых результатов.
4.Описание и архивирование материалов по выполненным проектам (это важно для дальнейшей сертификации выпускников школы).
Чаще всего к внутрикорпоративным консультантам по управлению обращаются, когда нужны:
- экспертиза и оценка новых процессов/проектов, готовящихся к внедрению;
- услуги кризис-менеджера (выезд в регионы или подразделения, где возникли «провалы» или форс-мажорные обстоятельства);
- помощь в описании бизнес- процессов;-наставник для нового руководителя.
Иными словами, консультанты помогают бэк-офису решать управленческие задачи для всей компании. Для выпускников ШВКУ это очень важно, так как участие в новых проектах существенно расширяет их управленческий и профессиональный опыт, помогает сформироваться как управленцам. При этом важно понимать, что внутренние консультанты по-прежнему остаются операционными руководителями, ежедневно выполняют свои рабочие обязанности.
Консалтинговые мини-проекты («заказы» организации) для них являются дополнительной деятельностью — своего рода общественной нагрузкой.
Поэтому при постановке задач консультантам обязательно нужно учитывать их ресурсные возможности.
Консалтинговые мини-проекты («заказы» организации) для них являются дополнительной деятельностью — своего рода общественной нагрузкой.
Поэтому при постановке задач консультантам обязательно нужно учитывать их ресурсные возможности.
Сертификация.
Сертификация консультантов проходит через пять-шесть месяцев после окончания обучения.
За это время выпускники набираются опыта. Задача сертификационной процедуры — подтвердить, что выпускники ШВКУ используют новые навыки на практике.
Чтобы получить допуск к сертификации, необходимо:
Сертификация консультантов проходит через пять-шесть месяцев после окончания обучения.
За это время выпускники набираются опыта. Задача сертификационной процедуры — подтвердить, что выпускники ШВКУ используют новые навыки на практике.
Чтобы получить допуск к сертификации, необходимо:
- пройти проверку полученных во время обучения знаний (профессиональный тест);
- представить отчет о проделанной работе в статусе консультанта по управлению.
Успешно выполненные проекты консультанты презентуют аудитории, в которую входят их коллеги, ведущий курса и представители курирующего подразделения.
Мотивация и дальнейшее развитие консультантов.
Система мотивации внутрикорпоративных консультантов включает в себя:
- Вознаграждение. Заработная плата внутрикорпоративного консультанта по управлению после успешного прохождения сертификации увеличивается на 15%.
- Карьерный рост. Консультанты являются первоочередными претендентами на занятие вакантных должностей в управленческой вертикали.
Кроме того, консультанты получают возможность передвигаться «по диагонали»: например, из операционных руководителей — в департамент качества, управления персоналом или организационного развития.
Результаты.
Опыт «Новой Почты» показал, что выпускники ШВКУ могут быть очень эффективны и вне своих должностных/профессиональных обязанностей.
Например, два руководителя за несколько недель смогли для одного из видов подразделений (параллельно со своей операционной работой):
Опыт «Новой Почты» показал, что выпускники ШВКУ могут быть очень эффективны и вне своих должностных/профессиональных обязанностей.
Например, два руководителя за несколько недель смогли для одного из видов подразделений (параллельно со своей операционной работой):
- структурировать и описать процедуры;
- подготовить простые, удобные в использовании инструкции.
Для специалиста по описанию процессов было бы невозможно выполнить настолько большой объем работ в столь сжатые сроки, да еще и без знания всех нюансов полевой работы.
Преимущества ШВКУ для компании:
1. Пройдя одинаковую подготовку, руководители:
- говорят на одном понятийном языке;
- мыслят системно;
- толерантны к изменениям, проактивны, легко отзываются на инициативы;
- становятся инноваторами, «агентами изменений»;
- начинают выступать в качестве ролевых образцов, становятся примером карьерного роста для других проактивных сотрудников.
2.Благодаря изменениям в компании постепенно формируется атмосфера активности и инновационности.
3.ШВКУ позволила компании решить все поставленные задачи:
- выявить корпоративные таланты;
- создать кадровый резерв для управленческих должностей;
- подготовить управленцев, способных не только вести операционную деятельность, но и системно развивать бизнес.
4.Бизнес получил дополнительные ресурсы для развития.
Довольно сложно подсчитать прямой экономический эффект от деятельности консультантов. Но даже один пример — вывод подразделений с низов рейтинга на первые позиции — уже оправдывает все затраты на обучение, даже если не принимать во внимание отсроченные результаты.
Довольно сложно подсчитать прямой экономический эффект от деятельности консультантов. Но даже один пример — вывод подразделений с низов рейтинга на первые позиции — уже оправдывает все затраты на обучение, даже если не принимать во внимание отсроченные результаты.
Преимущества для сотрудников:
1.По нашим наблюдениям, при регулярной практике (не менее полугода)
Всего за время реализации проекта:
- Успешно прошли обучение уже 32 сотрудника компании «Новая Почта».
- В течение пяти месяцев после окончания ШВКУ шесть человек из числа выпускников первой группы заняли вышестоящие должности (еще до сертификации).
- Двоих сотрудников переводили «по горизонтали» в худшие подразделения, которые они смогли вывести на гораздо более высокие места в рейтинге.
- Несколько консультантов самостоятельно инициировали и разработали предложения и обеспечили внедрение.
- Четыре консультанта стали лучшими по показателям в своих регионах и стране.
- Консультанты провели множество консультаций (пока их количество не всегда учитывается).
- Сейчас обучение в ШВКУ проходит вторая группа
- В начале марта 2016 года стартует третья кампания по набору в ШВКУ.
новые управленческие навыки закрепляются — становятся осознанными и управляемыми.
Подготовленный консультант годов к:
Подготовленный консультант годов к:
- выполнению более сложных проектов по развитию компании;
- повышению в должности;
- передаче своего опыта коллегам;
- участию в разработке многофункциональных решений с привлечением сотрудников из разных подразделений.
Заключение.
Хотелось бы отметить, что для успешной реализации проекта по управлению талантами на основе ШВКУ желательно, чтобы в компании:
Хотелось бы отметить, что для успешной реализации проекта по управлению талантами на основе ШВКУ желательно, чтобы в компании:
- действовала отлаженная система оценки производственных результатов;
- использовался механизм рейтингования руководителей и/или подразделений, позволяющий смещать худших руководителей с должности.
В таком случае в организации будут постоянно возникать вакантные позиции для талантливых управленцев, ориентированных на карьерное развитие.
В поколении Y (это молодые люди, которым сейчас от 23 до 33 лет) очень много потенциально успешных руководителей.
Они умеют быстро принимать решения и системно мыслить. Если их немножко подтолкнуть, правильно сориентировать и помочь на «старте», они быстро «поднимут» любой бизнес.
P.S. Коллеги, компания Соnsulting Сenter IPCM может безвозмездно поделиться типовым Положением по реализации этого проекта — обращайтесь!
Приложение
Развитие точности мышления и лаконичности
Цель упражнения: научиться максимально лаконично формулировать сложные мысли.
Задание:
- Прочитайте три абзаца из книги (тематика текстов связана с управлением бизнесом).
- Кратко перескажите каждый абзац — желательно в одном предложении. Старайтесь полностью передать содержание, сохранить смысл.
- Перечитайте полученные предложения и постарайтесь еще раз сократить их, насколько это возможно.
После завершения работы ведущий анализирует варианты участников, при необходимости предлагает свой, более точный и короткий.
Всего за время обучения слушатели выполняют около 30 упражнений.
Результаты:
Уже через три-четыре месяца участники замечают, что их начинают раздражать многословные и неточные высказывания. Упражнение помогает улучшить качество постановки задач, планирования, формулировок решений. При регулярных тренировках заметно повышается интеллектуальная активность, сокращается продолжительность совещаний и групповых обсуждений.
Уже через три-четыре месяца участники замечают, что их начинают раздражать многословные и неточные высказывания. Упражнение помогает улучшить качество постановки задач, планирования, формулировок решений. При регулярных тренировках заметно повышается интеллектуальная активность, сокращается продолжительность совещаний и групповых обсуждений.
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
— За время обучения кардинально изменился мой подход к управлению. После внедрения четких правил работы, разработки внутренних памяток по выполнению процессов и введения внутреннего рейтинга руководители отделений стали работать более эффективно. В рамках сети я внедрила систему наставничества, что позволило сформировать команду сильных и компетентных руководителей. В 2015 году двое руководителей отделений моей сети выросли — заняли позиции территориальных менеджеров филиала. Сейчас готовим третьего кандидата. Результаты работы команды: первое место среди сетей Киева по результатам первого полугодия и III квартала 2015 года; первое место в рейтинге эффективности Украины за октябрь; два отделения входят в десятку лучших отделений Украины.
Анна Крупелла, территориальный менеджер
Если даже кратко перечислить основные достижения, которые стали возможны благодаря использованию знаний, полученных в ШВКУ, то список получится внушительный:
- «Дерево лояльности» позволило избавиться от всего «балласта» в коллективе. Текучесть кадров за III квартал 2015 года снизилась до 3%.
- Внедрены важные изменения: реорганизованы рабочие смены; штат коллектива расширен на 60%; рост грузооборота составил 50%.
- Созданы и функционируют с позитивным результатом системы:
а) отбора и адаптации персонала;
б) работы в выходные дни (раньше терминал был открыт круглосуточно лишь
с понедельника по пятницу, а теперь — всю неделю, что повышает удобство для клиентов);
в) действий в нештатных ситуациях (отключение электричества, автомобильная авария, проверки контролирующих органов).
4.Описаны процессы работы с внутренним грузом (для подразделений центрального офиса в Полтаве; доупаковки поврежденного груза; выгрузки/загрузки двухярусного авто и пр.).
ШВКУ изменила меня самого, новые знания позволили посмотреть на вещи «свежим» взглядом, «широко открытыми глазами».
Мои личные результаты:
Мои личные результаты:
- 3-е место в рейтинге «Лучший руководитель терминала» по итогам I квартала 2015 года.
- 1-е место в номинации «Золотой стандарт качества» за первое полугодие 2015 года.
- «Золотой значок» «Новой Почты» за весомые результаты в работе (в 2015 году такими значками были награждены всего 12 сотрудников).
Евгений Бойко, руководитель терминала
— Полученные знания преобразовались в результаты: четыре руководителя отделений выросли до территориальных менеджеров; я прошел конкурс и был назначен на должность директора филиала; в кадровом резерве территориальных менеджеров — несколько моих подчиненных; в новом филиале внедрен новый способ транспортировки груза! Это значит, что я научился управлять руководителями, которые, в свою очередь, управляют процессами (реализация, эффективность, сервис и качество).
Борис Митров, директор филиала