ШКОЛА ВНУТРІШНІХ КОНСУЛЬТАНТІВ З УПРАВЛІННЯ
Школа внутренних консультантов это проект по развитию организации и созданию системы выращивания талантов.
Бурное развитие, высокая конкуренция на рынке заставляют собственников и топ-менеджеров искать все новые способы снижения издержек и инструменты повышения эффективности.

В таких условиях для каждой крупной организации ключевой задачей становится создание сильных управленческих команд, выращивание сверхрезультативных руководителей.

Можно ли это сделать при ограниченных бюджетах и высокой текучести по персоналу.
 
Да! И опыт «Новой Почты» показывает, как
 
На определенном этапе роста компании руководители и акционеры должны ответить на ключевые для организационного развития вопросы:
  1. Как найти таланты?
  2. Как подготовить кадровый резерв управленцев?
  3. Как выявить сотрудников, которые смогут справиться с ролью:
  • кризис-менеджера;
  • наставника для новых руководителей;
  • инноватора (эффективно инициировать и продвигать инновационные идеи, разработанные и подготовленные с учетом потребностей и возможности компании)?
        4.Кто будет делать анализ решений/документов, разрабатываемых в центральном офисе, а также оценивать их влияние на фронт-офис (сервисные службы и отделы продаж).

В компании «Новая Почта» приняли комплексное решение:
  1. найти и подготовить молодые таланты;
  2. предоставить им возможность реализовать свой потенциал.
Таланты — сотрудники компании, которые могут выполнять дополнительные роли или функции сверх своих операционных задач:
  • «Внутрикорпоративный консультант по управлению». Такой консультант помогает своим коллегами найти причины низкой эффективности и разработать план по улучшению показателей подразделения.
  • «Эксперт». Эксперт оценивает качество проектов корпоративных регламентов, документов, процессов и инструкций, которые готовятся к внедрению.
  • «Кризис-менеджер». В роли кризис-менеджера специалисты используются в случае управленческих форс-мажерных ситуаций, скоростных реорганизаций или временного замещения других руководителей.
Предложение по воплощению этой идеи подала компания Соnsulting Сenter IPCM. После нескольких встреч консультантов с акционерами и руководителями «Новой Почты» было принято стратегическое решение: создать модель поиска и подготовки талантов.

В соответствии с предложенной моделью для подготовки консультантов из числа талантов нужно было:
  • отобрать сотрудников, имеющих большой потенциал к развитию;
  • создать «Школу внутрикорпоративных консультантов по управлению» (ШВКУ).
После этого из числа выпускников ШВКУ предлагалось сформировать кадровый резерв управленцев.

 «Школа внутрикорпоративных консультантов по управлению».

Особенность работы управленческого консультанта в том, что:
  • для подразделения (организации) влияние консультанта остается «внешним»;
  • консультант не имеет в своем распоряжении традиционных ресурсов власти, но при этом ищет способы повышения эффективности подразделения(компании).
В основе проекта ШВКУ лежат две гипотезы, которые уже подтвердили на практике свою эффективность:

Первая гипотеза.

Мы считали, что:
  • получив опыт работы в качестве консультанта, руководители станут более результативными управленцами;
  • опыт внедрения изменений, полученный в роли консультанта, можно с успехом использовать на вышестоящих должностях.
Другими словами, если руководитель научился помогать коллеге стать более результативным, не имея властных полномочий, то получив их, он сделает это с еще большим успехом!

Вторая гипотеза.

По мере развития карьеры руководители, освоившие новую роль «консультанта по управлению», становится:
  • движущей силой трансформации бизнеса;
  • профессиональной и культурной основой обновления компании.
При этом важно, что консультантов не нужно слишком много: будет достаточно, если 10–20% управленцев компании получат дополнительный опыт и «вырастут» на несколько уровней.

Отбор талантов. Поиск кандидатов на статус внутреннего консультанта по управлению происходит через открытый конкурс.

Участники: заявку на участие могут подать все желающие.
Оценка: претенденты на участие в конкурсе в обязательном порядке подают эссе на тему «Зачем мне карьера вкомпании?», а также проходят тестирование.

Критерии отбора участников (калибровочные фильтры):
  • отсутствие претензий;
  • наличие управленческого стажа на должности — не менее 1,5 лет;
  • показатели KPI’s за последние полгода — выше средних по компании;
  • наличие интересных идей, собственной позиции, осмысленного видения своего карьерного пути;
  • высокий уровень развития профессиональных и лидерских качеств, интеллектуальная лабильность.
Оценку личностных характеристик проводят специалисты Соnsulting Сenter IPCM с помощью психологических тестов и диагностического интервью.
Регламенты: в процессе подготовки к запуску проекта было разработано Положение о конкурсе, в котором подробно описаны:
  • требования к участникам конкурса;
  • все этапы конкурса;
  • оценочные процедуры и критерии оценки.
Конкурс проходит в несколько этапов:
Первый этап. Оценка по формальным признакам и проверка предоставленных данных.
Второй этап. Оценка эссе и результатов диагностики (профессиональные и личностные качества).
 
Третий этап. Диагностическое интервью, во время которого проводится оценка:
  • метапрограмм;
  • уровня структурированности ментальной модели управления руководителя;
  • лидерских проявлений.
Обучение. Слушателями ШВКУ становятся сотрудники, набравшие наиболее высокие оценки по всем показателям.
 
Группы комплектуются таким образом, чтобы в каждую из них входили управленцы разного уровня, представляющие различные функции.

Это помогает эффективно обеспечить:
  • обмен мнениями и обратную связь;
  • разностороннее обсуждение кейсов (все они разработаны на опыте самой компании);
  • развитие позитивных внутрикорпоративных связей.
Программа обучения. Прошедшие конкурс кандидаты начинают обучение. Для ШВКУ разработана специальная программа, направленная на формирование навыков управления результативностью подразделений.
Продолжительность программы обучения: шесть месяцев. Занятия проводятся раз в месяц — по два дня каждое.
Программа обучения состоит из шести модулей (см. табл.). Полученные знания закрепляются в процессе выполнения кейсов и домашних заданий, подготовки отчетов и дипломного проекта.
Каждый модуль начинается с проверки знаний, полученных в предыдущем модуле, и проверки домашних заданий.

Слушатели, не сдавшие предыдущий материал, к следующему модулю не допускаются. Фактически не сдать модуль — значит «вылететь» из программы.

Ведущий курса сопровождает участников группы:
  • контролирует выполнение домашних заданий;   
  • рецензирует выполняемые работы;
  • (при необходимости) консультирует.
На первых модулях управленцы детально изучают процессы, за которые отвечают на своей должности, а также описывают недостающие в процессах звенья. В результате они начинают глуб же понимать, как свои обязанности, так и задачи подчиненных, а значит смогут передать полученные знания и компетенции коллегам.
Слушатели также изучают принципы построения различных управленческих систем и основы управления результативностью.
В будущем это поможет им оценивать эффективность, давать рекомендации и предложения не только по совершенствованию операционной деятельности, но и по системной организации бизнеса в целом.
Самое главное, во время обучения будущие резервисты:
  • выполняют реальные бизнес-задачи (тема дипломного проекта, как правило, связана с оптимизацией отдельного процесса, деятельности отдела или компании в целом);
  • приобретают практический опыт;
  • закрепляют управленческие и консультационные навыки (все предлагаемые управленческие техники и инструменты слушатели обязательно апробируют на практике).
Кроме того, на протяжении всего курса обучения будущие внутренние консультанты выполняют упражнение, направленное на развитие точности мышления и лаконичности (см. приложение).
Темы дипломных работ консультанты предлагают сами, ведущий курса корректирует их с учетом запросов компании.
ПЛАН ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ШВКУ
 
По сути, каждая дипломная работа — это готовый к внедрению проект, направленный на повышение результативности какого-либо процесса, подразделения или компании в целом.

Дипломные работы готовятся под руководством ведущего курса на протяжении всего периода обучения. Защита дипломных работ проходит в присутствии руководителей компании.

Поскольку они и являются потенциальными пользователями предлагаемых идей, а также сами принимали участие в их обсуждении, давали рекомендации и формулировали ожидания, особых проблем во время защиты не возникает.
 
Вопросы в основном связаны с расчетами рентабельности проектов или причиной выбора тех или иных инструментов/методов. Предложения, связанные с организационными или управленческими изменениями, не всегда можно обосновать с помощью показателей рентабельности, но это одно из самых главных условий защиты.
 
Примеры тем дипломных работ:
  • «Анализ цифровых данных, используемых для оценки подразделений, на предмет валидности, надежности и возможности влиять на эти показатели».
  • «Разработка типовых алгоритмов повышения эффективности подразделения».
  • «Аудит процессов и инструкций подразделения на предмет актуальности и достаточности для работы».
Успешно прошедшие защиту дипломные работы (или уже проектные предложения) передаются в соответствующие подразделения для внедрения. Такой подход очень важен для любой компании: способность продвигать собственных талантливых руководителей определяет ее готовность к обновлению «изнутри» и обеспечивает постоянное развитие.

Полугодовой курс оказывает сильное влияние на эффективность слушателей. По отзывам самих участников, большинство из них еще во время обучения существенно поднимаются в корпоративных рейтингах.
Внутренние консультанты.
В дальнейшем за внутрикорпоративных консультантов отвечает департамент технологий*, в функции которого входит:
*В других компаниях эти функции могут выполнять HR-департамент, отдел организационного развития или отдел управления процессами. Это зависит от особенностей оргструктуры.
1.Сбор запросов на: 
  • консультирование;
  • экспертизу документов;
  • разработку решений.
2.Постановка задач внутрикорпоративным консультантам по управлению.
3.Контроль и оценка выполненных проектов:
  • объемов выполненных работ;
  • их качества;
  • достигнутых результатов.
4.Описание и архивирование материалов по выполненным проектам (это важно для дальнейшей сертификации выпускников школы).
 
Чаще всего к внутрикорпоративным консультантам по управлению обращаются, когда нужны:
  • экспертиза и оценка новых процессов/проектов, готовящихся к внедрению;
  • услуги кризис-менеджера (выезд в регионы или подразделения, где возникли «провалы» или форс-мажорные обстоятельства);
  • помощь в описании бизнес- процессов;-наставник для нового руководителя.
Иными словами, консультанты помогают бэк-офису решать управленческие задачи для всей компании. Для выпускников ШВКУ это очень важно, так как участие в новых проектах существенно расширяет их управленческий и профессиональный опыт, помогает сформироваться как управленцам. При этом важно понимать, что внутренние консультанты по-прежнему остаются операционными руководителями, ежедневно выполняют свои рабочие обязанности.
Консалтинговые мини-проекты («заказы» организации) для них являются дополнительной деятельностью — своего рода общественной нагрузкой.
Поэтому при постановке задач консультантам обязательно нужно учитывать их ресурсные возможности.
Сертификация.
Сертификация консультантов проходит через пять-шесть месяцев после окончания обучения.
За это время выпускники набираются опыта. Задача сертификационной процедуры — подтвердить, что выпускники ШВКУ используют новые навыки на практике.

Чтобы получить допуск к сертификации, необходимо:
  1. пройти проверку полученных во время обучения знаний (профессиональный тест);
  2. представить отчет о проделанной работе в статусе консультанта по управлению.
Успешно выполненные проекты консультанты презентуют аудитории, в которую входят их коллеги, ведущий курса и представители курирующего подразделения.

Мотивация и дальнейшее развитие консультантов.
Система мотивации внутрикорпоративных консультантов включает в себя:
  1. Вознаграждение. Заработная плата внутрикорпоративного консультанта по управлению после успешного прохождения сертификации увеличивается на 15%.
  2. Карьерный рост. Консультанты являются первоочередными претендентами на занятие вакантных должностей в управленческой вертикали.

Кроме того, консультанты получают возможность передвигаться «по диагонали»: например, из операционных руководителей — в департамент качества, управления персоналом или организационного развития.

Результаты.
Опыт «Новой Почты» показал, что выпускники ШВКУ могут быть очень эффективны и вне своих должностных/профессиональных обязанностей.

Например, два руководителя за несколько недель смогли для одного из видов подразделений (параллельно со своей операционной работой):
  • структурировать и описать процедуры;
  • подготовить простые, удобные в использовании инструкции.
Для специалиста по описанию процессов было бы невозможно выполнить настолько большой объем работ в столь сжатые сроки, да еще и без знания всех нюансов полевой работы.
Преимущества ШВКУ для компании: 
1. Пройдя одинаковую подготовку, руководители:
  • говорят на одном понятийном языке;
  • мыслят системно;
  • толерантны к изменениям, проактивны, легко отзываются на инициативы;
  • становятся инноваторами, «агентами изменений»;
  • начинают выступать в качестве ролевых образцов, становятся примером карьерного роста для других проактивных сотрудников.
2.Благодаря изменениям в компании постепенно формируется атмосфера активности и инновационности.
3.ШВКУ позволила компании решить все поставленные задачи:
  • выявить корпоративные таланты;
  • создать кадровый резерв для управленческих должностей; 
  • подготовить управленцев, способных не только вести операционную деятельность, но и системно развивать бизнес.
4.Бизнес получил дополнительные ресурсы для развития.
Довольно сложно подсчитать прямой экономический эффект от деятельности консультантов. Но даже один пример — вывод подразделений с низов рейтинга на первые позиции — уже оправдывает все затраты на обучение, даже если не принимать во внимание отсроченные результаты.
Преимущества для сотрудников:
1.По нашим наблюдениям, при регулярной практике (не менее полугода)
 
Всего за время реализации проекта:
  •  Успешно прошли обучение уже 32 сотрудника компании «Новая Почта».
  • В течение пяти месяцев после окончания ШВКУ шесть человек из числа выпускников первой группы заняли вышестоящие должности (еще до сертификации).
  • Двоих сотрудников переводили «по горизонтали» в худшие подразделения, которые они смогли вывести на гораздо более высокие места в рейтинге.
  • Несколько консультантов самостоятельно инициировали и разработали предложения и обеспечили внедрение.
  • Четыре консультанта стали лучшими по показателям в своих регионах и стране.
  • Консультанты провели множество консультаций (пока их количество не всегда учитывается).
  • Сейчас обучение в ШВКУ проходит вторая группа
  • В начале марта 2016 года стартует третья кампания по набору в ШВКУ.
новые управленческие навыки закрепляются — становятся осознанными и управляемыми.

Подготовленный консультант годов к: 
  • выполнению более сложных проектов по развитию компании;
  • повышению в должности;
  • передаче своего опыта коллегам;
  • участию в разработке многофункциональных решений с привлечением сотрудников из разных подразделений.
Заключение.
Хотелось бы отметить, что для успешной реализации проекта по управлению талантами на основе ШВКУ желательно, чтобы в компании:
  • действовала отлаженная система оценки производственных результатов;
  • использовался механизм рейтингования руководителей и/или подразделений, позволяющий смещать худших руководителей с должности.
В таком случае в организации будут постоянно возникать вакантные позиции для талантливых управленцев, ориентированных на карьерное развитие.
В поколении Y (это молодые люди, которым сейчас от 23 до 33 лет) очень много потенциально успешных руководителей.
Они умеют быстро принимать решения и системно мыслить. Если их немножко подтолкнуть, правильно сориентировать и помочь на «старте», они быстро «поднимут» любой бизнес.
P.S. Коллеги, компания Соnsulting Сenter IPCM может безвозмездно поделиться типовым Положением по реализации этого проекта — обращайтесь!
 
 
Приложение

Развитие точности мышления и лаконичности


Цель упражнения: научиться максимально лаконично формулировать сложные мысли.
Задание:

  1. Прочитайте три абзаца из книги (тематика текстов связана с управлением бизнесом).
  2. Кратко перескажите каждый абзац — желательно в одном предложении. Старайтесь полностью передать содержание, сохранить смысл.
  3. Перечитайте полученные предложения и постарайтесь еще раз сократить их, насколько это возможно.
После завершения работы ведущий анализирует варианты участников, при необходимости предлагает свой, более точный и короткий.
Всего за время обучения слушатели выполняют около 30 упражнений.
Результаты:
Уже через три-четыре месяца участники замечают, что их начинают раздражать многословные и неточные высказывания. Упражнение помогает улучшить качество постановки задач, планирования, формулировок решений. При регулярных тренировках заметно повышается интеллектуальная активность, сокращается продолжительность совещаний и групповых обсуждений.
 
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
— За время обучения кардинально изменился мой подход к управлению. После внедрения четких правил работы, разработки внутренних памяток по выполнению процессов и введения внутреннего рейтинга руководители отделений стали работать более эффективно. В рамках сети я внедрила систему наставничества, что позволило сформировать команду сильных и компетентных руководителей. В 2015 году двое руководителей отделений моей сети выросли — заняли позиции территориальных менеджеров филиала. Сейчас готовим третьего кандидата. Результаты работы команды: первое место среди сетей Киева по результатам первого полугодия и III квартала 2015 года; первое место в рейтинге эффективности Украины за октябрь; два отделения входят в десятку лучших отделений Украины.
 
Анна Крупелла, территориальный менеджер
Если даже кратко перечислить основные достижения, которые стали возможны благодаря использованию знаний, полученных в ШВКУ, то список получится внушительный:
  1. «Дерево лояльности» позволило избавиться от всего «балласта» в коллективе. Текучесть кадров за III квартал 2015 года снизилась до 3%.
  2. Внедрены важные изменения: реорганизованы рабочие смены; штат коллектива расширен на 60%; рост грузооборота составил 50%.
  3. Созданы и функционируют с позитивным результатом системы:
а) отбора и адаптации персонала;
б) работы в выходные дни (раньше терминал был открыт круглосуточно лишь
с понедельника по пятницу, а теперь — всю неделю, что повышает удобство для клиентов);
в) действий в нештатных ситуациях (отключение электричества, автомобильная авария, проверки контролирующих органов).
        4.Описаны процессы работы с внутренним грузом (для подразделений центрального офиса в Полтаве; доупаковки поврежденного груза; выгрузки/загрузки двухярусного авто и пр.).
ШВКУ изменила меня самого, новые знания позволили посмотреть на вещи «свежим» взглядом, «широко открытыми глазами».

Мои личные результаты:
  1. 3-е место в рейтинге «Лучший руководитель терминала» по итогам I квартала 2015 года.
  2. 1-е место в номинации «Золотой стандарт качества» за первое полугодие 2015 года.
  3. «Золотой значок» «Новой Почты» за весомые результаты в работе (в 2015 году такими значками были награждены всего 12 сотрудников).
Евгений Бойко, руководитель терминала
— Полученные знания преобразовались в результаты: четыре руководителя отделений выросли до территориальных менеджеров; я прошел конкурс и был назначен на должность директора филиала; в кадровом резерве территориальных менеджеров — несколько моих подчиненных; в новом филиале внедрен новый способ транспортировки груза! Это значит, что я научился управлять руководителями, которые, в свою очередь, управляют процессами (реализация, эффективность, сервис и качество).
Борис Митров, директор филиала
 
СПРАВКА О КОМПАНИЯХ
 
  • Соnsulting Сenter IPCM (Консалтинговый центр Института профессиональной сертификации менеджеров) основан в 2012 году. Направления деятельности: организационное развитие; повышение результативности управления организацией; создание систем развития и обучения персонала. В штат организации входит шесть сотрудников и восемь консультантов/бизнес-тренеров.
  • ООО«Новая Почта» работает с 2001 года. Основное направление деятельности — почтовые и экспедиторские услуги на территории Украины. В настоящее время действует более 2 тыс. отделений. Численность персонала — около 18 тыс. человек.
 
СПРАВКА ОБ АВТОРАХ
Маличевский Владимир Иванович в 1995 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет («социальная философия»); в 1996-м — Российско-Американскую академию («социальная психология»); в 2002-м — аспирантуру Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко. В 2004-м стажировался в Институте пропаганды здоровья (Торонто, Канада); в 2007 году получил степень МВА по управлению персоналом в Академии практического менеджмента. Кандидат психологических наук, сертифицированный консультант по управлению СМС-Global. Основные этапы карьеры: начальник психологической службы Ровенского училища милиции (1996–2000); доцент кафедры психологии Ровенского института славяноведения Киевского славистического университета; создатель и директор социально-психологической лаборатории (2000–2005); директор по персоналу «РЗВА-Электрик» (2005–2007); член Совета директоров/директор по персоналу управляющей компании Volwest Group (2007–2010); вице-президент по персоналу ЧАО «Компания «Райз» (2010–2011). С 2000 года — консультант по управлению и бизнес-тренер (управление персоналом, организационное конструирование, повышения производительности процессов).
 
Марчек Желько окончил университет Doba (Словения). Имеет 20-летний опыт управленческой работы. Занимал должности генерального директора, операционного директора, директора по персоналу в крупных национальных и иностранных компаниях (StarLightMedia, ПАО «Днепроспецсталь», Perekhid Media Limited, JSCV Shvydko, McDonalds). С 2016 года исполняет обязанности директора по персоналу компании «Новая Почта».
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ HR-службы С "0"
Заметки HR директора