СОВРЕМЕННЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Обучение персонала во всем мире давно уже стало частью обычной операционной деятельности компаний.

Современный Корпоративный университет. Инструмент «Петля обучения»

ВАЖНОЕ В СТАТЬЕ:
  • Корпоративные университеты — центры инноваций и трансляторы корпоративной культуры.
  • Качественный корпоративный университет становится «центром интеллекта» организации.
  • Инструмент «Петля обучения» гарантирует качество передачи знаний, возможность корректировки процесса обучения.

Обучение и развитие

Обучение персонала во всем мире давно уже стало частью обычной операционной деятельности компаний. Во многих компаниях в управленческом учете используется такой показатель, как «стоимость сотрудника».
 

СТОИМОСТЬ СОТРУДНИКА

  • Заработная плата
  • Стоимость
  • Развития
  • Стоимость обучения
  • Затраты на содержание
  • Затраты на управление
Принято считать, что первый корпоративный университет — это знаменитый McDonalds Gamburger University, который был основан в 1961 году. Его ключевой целью было создание единой идеологии культуры работы с клиентами во всех локациях присутствия компании.
Годовые бюджеты некоторых корпоративных университетов превышают 100 млн. долл., а численность преподавателей измеряется сотнями человек Один из самых ярких подобных примеров — Motorola University, который пред ставлен в 20-ти странах мира при бюджете порядка 100 млн. долл. в год. 
Именно корпоративные университеты во многих международных компаниях становятся центром инноваций, своеобразной «Кремниевой долиной» организации.
 
Почему они необходимы бизнесу?
Потребность в корпоративных университетах появилась вместе со спросом на разработку новых решений (алгоритмов, стандартов, методов и пр.) которые  смогут  повышать  продуктивность  деятельности  персонала,  а  не просто обеспечивать выполнение функций, это задача учебных центров и отделов обучения
Инструменты
  • корпоративный университет
  • алгоритмы, стандарты, методы работы
  • отдел обучения
  • Рабочий функционал сотрудников
Ключевые функции корпоративных университетов
  • Разработка программ по улучшению показателей работы подразделений
  • Разработка методов решения задач определенного вида
  • Разработка новых, более продуктивных, стандартов работ
  • Разработка квалификационных (профессиональных) стандартов
  • Разработка программ гармонизации стратегии и цели организации с существующей культурой и рабочими навыками
  • Разработка профессиональных программ обучения на основе лучших практик
Качественный корпоративный университет становится для своей мате ринской компании «развивающимся интеллектом организации» — исследо вательским центром, который разрабатывает решения, помогает их внед рять и обучает новым практикам менеджеров и специалистов компании.
 
Обучение и развитие
Пример
Если типовые программы МВА описывают практику «что нужно делать в бизнесе в принципе», то собственный корпоративный университет с хорошей историей обучает топ-менеджеров тому, какие решения на каких рынках и при каких условиях в данной отрасли нужно применять. 
Он передает уже готовые решения, собранные на основе лучшего опыта за всю историю в разных условиях. Ценность собственных университетов для бизнеса заключается именно в историческом накоплении и адаптации существующего опыта всей компании, а он бесценен! 

Одно занятие в течение двух часов может принести огромную прибыль или помочь избежать убытков, измеряемых миллионами (например, техникам снижения недовольства клиентов, сотрудников сервисных и торговых компаний при работе с клиентами).

Собственный опыт
Наш опыт создания корпоративных университетов и внедрения профессиональной сертификации показывает, что массовое знание простых инст-рументов менеджмента из квалификационной модели позволяет очень быстро внедрять новые решения, которые приносят прибыль. Инвестиции в обучение становятся очень рентабельными.

Пример
Аграрная компания, один из наших клиентов, на основе двух простых инструментов — «ситуационный контроль» и «чек-лист» — получила экономию при сокращении простоев в размере более 20 млн. грн. засельскохозяйственныйсезон.
Это стало возможным благодаря тому, что в огромной компании, с подразделениями, разбросанными по всей стране, теперь есть единые инструментальные практики. А появились они именно как проект, разработанный корпоративным университетом.

Одним из современных методов корпоративного обучения является «Петля обучения». 
Он описывает процесс разработки и внедрения нового знания в операционную деятельность компании для повышения продуктивности бизнеса.
С помощью «петли обучения» устраняется разрыв между тем объемом знаний, умений и навыков, которым учит тренер, и тем, что сотрудни-кам нужно делать непосредственно на рабочем месте.
Кончено, этот метод требует высокой компетентности сотрудников корпоративного университета, но он высокорентабельный, с хорошим уровнем возврата инвестиций в обучение
Инструменты

Метод «Петля обучения»

Мы многократно использовали этот метод в практике создания корпоративных университетов и работы с ними при внедрении следующих навыков:
  • оптимизация численности персонала (в том числе увольнение сотруд-ников);
  • сокращение очередей в кассах;
  • снижение административных расходов, затрат по управлению остатка-ми на складах и пр.
Как этот метод работает? 
Предположим, у компании возник запрос на то, чтобы ее менеджмент смог более продуктивно решать одну из управленческих задач (например, добился повышения среднего уровня одного из бизнес-показателей по всей компании).
 
Как только эта задача озвучена руководителю корпоративного университета, начинает пошагово разворачиваться «петля обучения».
 
Шаг 1
Определение задачи, которую нужно решить в организации
Например, научить руководителей оптимальным образом планировать численность персонала в подразделениях или регионах.

Шаг 2
Разработка алгоритма решения (последовательных действий с прогнозируемым результатом)
На этом этапе эксперты корпоративного университета ищут оптимальное решение поставленной задачи, то есть разрабатывают формулу расчета использования персонала (в том числе рассчитываются необходимые нор-мативы). 

Такие решения могут быть найдены только в случае продуктивного сотрудничества с операционным бизнесом. При этом важно, чтобы ответст-венным за результат был именно корпоративный университет.
Менеджмент часто не заинтересован в сокращении персонала: как правило, в организации существует конфликт интересов руководителей подразделений и топ-менеджеров, особенно если работа самих менеджеров оценивается через показатели достижений, а затраты на персонал относятся к общему бюджету компании.

Шаг 3
Разработка программы обучения на основе полученных материалов
Здесь эксперты и тренеры раз-рабатывают программу обучения на основе полученных на первом шаге результатов. Как показывает опыт, еще никому не удавалось с первого раза создать «идеальное» решение или программу обучения. 
Поэтому обязательно нужно делать следующий шаг.

Шаг 4 
Проведение пилотного проекта на практике
Эксперты корпоративного университета обучают по разработанной программе нескольких человек из операционных подразделений и реализуют обучающий  проект  (при  контроле  со стороны операционного бизнеса).
При этом фиксируются все сложности, сбои, недовольства, возражения и т. д. На данном этапе важно сформировать рекомендации по внедрению метода для менеджмента и сделать их частью будущей программы обучения.

Шаг 5
Коррекция программы
Практически всегда во время пилотного проекта возникают новые вопросы, связанные с типизацией решений для разных условий, последователь-ностью действий, мерой полномочий или самостоятельности в решениях, коррекцией нормативов и т. д. Естественно, на основании выявленных изменений вносятся правки.
 
Инструменты
Крайне важным элементом здесь является обсуждение с заказчиком степени гарантированности применения и успешности нового знания.
Говоря иными словами, операционный бизнес в лице конкретных управленцев подтверждает:
метод, конечно, не всесилен, однако на основании пилота и при условии выполнения алгоритма метода статистически результат по компа-нии улучшается.
Потенциальная рентабельность (или хотя бы экспертная оценка участни-ков) приводит к пониманию, что новое знание нужно применять: благода-ря этому организация получит конкретную (и приводится реальная цифра) пользу. 
Формализация такого заявления крайне важна для работы с потен-циальным сопротивлением персонала, которое обычно возникает в про-цессе изменений привычного способа работы. 
В противном случае значительная часть сотрудников сообщит, что метод плох, «теперь только хуже» —ьу менеджера не хватит инструментов и «доказательной базы», чтобы убедить работников в необходимости изменений. 
Решение об окончательном внедрении новшества перейдет в формат «кто авторитетней». (Уверен, что большинство из вас, коллеги, сталкивались с такой ситуацией.)
 
Шаг 6
Введение инструмента в зону ответственности персонала (прием продукта)
На основе предложенной программы разрабатывается операционный документ (регламент, процедура, инструкция или др.), в соответствии с которым правится система оценки и — по возможности — система премиальной оплаты. 
Результат этого этапа — заявление организации о том, что персонал через определенноевремя(например, черезмесяц)должен выполнять такие-то действия в таком-то виде таким-то результатом. 
Выполнение действия по-другому или с меньшими показателями будет оцениваться как осознанно неправильное действие.
 
Шаг 7

Предложение сотрудникам программы обучения
Если сотрудники осознают, что компания ждет от них некоего нового способа действия, достижения определенных показателей (обязательных достижению!), то у них очевидным образом возникает вопрос: «Как этому научиться?» 
Вот тут и появляется реальное предложение корпоративного университета для удовлетворения конкретной потребности в обучении пер-сонала компании. 
Такая ситуация становится мотивирующей даже для тех сотрудников, которые в принципе не очень любят учиться. На этом шаге начинается обучение основной массы работников.

Шаг 8
Проверка знаний
Каким-либо способом проверить, насколько качественно переданы и усвоены знания. Результаты проверки дадут возможность верифицировать ка-чество обучения. 
Иными словами, если сотрудники обучились, но никто из них фактически не освоил новые знания и навыки и пришел на рабочее место с намерением действовать по-старому, то, скорее всего, метод будет объяв лен нерабочим, а деятельность корпоративного университета — ненужной, его сотрудников — некомпетентными.
К сожалению, так нередко и случается в практике управления.
Проверка знания — это момент разделения ответственности и получе-ния права высказывать мнение. Метод может оценивать только тот, кто его освоил.

Верификация результата
На этом этапе обычно собираются конечные данные по результативности проекта. Не всегда удается идентифицировать итоги в чистом виде, но по возможности их нужно объективировать, выразить в цифрах. 
Важно, чтобы процессе анализа и оценки успешности проекта принимали участие основные заказчики проекта. 
Это позволит снять риски субъективных негативных суждений и оценок. Конечно, необходимо зафиксировать данный опыт в базе знаний корпоративного университета, чтобы использовать его в будущем.
Таким образом, мы видим, что идея инструмента «Петля обучения» заключается именно в том, что после разработки программы обуче-ния она возвращается на доработку и подготовку формального доку-мента. 

К сожалению, типичной для бизнеса является прямолинейная логика обучения:
  • Получение задачи
  • Создание учебной программы
  • Обучение
  • Оценка
Как правило, на этом проект заканчивается, и вскоре проявляется его несостоятельность.
Метод «Петля обучения» довольно сложен для внедрения в том случае, если организация еще не прошла стадии развития, которые позволяют конт-ролировать процессы, сотрудники разных функций реально сотрудничают друг с другом и работают на общий результат.
Современный корпоративный университет — в первую очередь, центр разработки новых управленческих и операционных решений. 
А обучение — лишь один из каналов передачи но-вого знания/навыка клиенту
Но этот канал передачи знаний будет довольно слабым, если руководители с помощью специалистов по обучению не адаптируют процессы компании под но-вые знания, необходимые для сохранения конкурентоспособности компании.
 
Компания ICPM Consulting всегда рада новым знакомствам!
Автор статьи:
Владимир Маличевский сертифицированный консультант по управлению СМС (Certified Management Consultant), член Международной Ассоциации консультантов по управлению (IMC -Global), PhD, MBA, кандидат психологических наук.

РЕСТРУКТОРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В КРИЗИС
Практически каждая компания сейчас в пределах четырех–семи лет проходит реструктуризацию. Это понимает любой грамотный управленец.